"Нас почти 30 миллионов!" - кричат
Odnoklassniki.ru
"Нас уже 27 миллионов" - заявляет
Vkontakte.ru
Охват аудитории двух крупнейших социальных сетей России впечатляет. Число пользователей этих сетей (и многих других, но не столь крупных) увеличивается ежедневно. Как использовать такой мощнейший ресурс в целях PR?
Самый очевидный способ – обычная реклама. Однако, стоимость размещения рекламы (в частности баннерной) в сетях стала приближаться к стоимости размещения на крупнейших поисковиках. Но ведь если есть база активных пользователей, то хоть часть из этой аудитории точно можно склонить к покупке более дешевыми способами.
Спам сразу исключим , хотя именно спамеры первыми приспособили социальные сети под продвижение. "Зайди туда-то, нажми-то, отправь смс" - поток бессмыслицы наполнил собой личные сообщения, группы и многое другое. На смену ручным рассылкам быстро пришли автоматические и поток всей этой ерунды увеличился еще на порядок. Администрации сетей до сих пор не могут дать отпор этому наплыву. Однако, любому ясно – имиджу товара-компании-услуги спамовые рассылки могут причинить непоправимый ущерб.
Сейчас хочется обсудить именно продуманную стратегию продвижения через сервисы общения в интернете (социальные сети). Эти сервисы стали логичным продолжением цепочки:
чаты -> форумы -> блоги -> социальные сети
Сети очень схожи с блогами и в то же время у них есть два важных отличия:
1. Открытый формат анкеты и заполненный профайл в соц. сетях.
Принцип открытой анкеты необходим для поиска социальных контактов. Найти человека по нику было бы проблематично. А лучший способ идентификации - фамилия и имя. Сеть растет и уже одних данных о ФИО недостаточно. И мы начинаем указывать даты рождения, места учебы, отдыха, работы, места службы, свои интересы.
2. В социальных сетях нет лидеров мнений.
В блогах общение часто носит формат монолога. Владелец блога пишет заметки для аудитории и аудитория выбирает каким образом она даст отклик (в комментариях к заметке автора или уже в отдельной заметке в своих блогах). Получается формат обращения "одного к многим". Такой формат канала подачи информации быстро подхватили рекламодатели и стали предлагать писать блоггерам заказные статьи. Статьи эти выступают полным аналогом заказных статей в СМИ. Появились даже отдельные механизмы автоматического подбора рекламодателей для публикации в блоге. В социальных сетях принцип общения уже другой - идет в большей степени приватное общение. Даже если человек является авторитетной личностью, то у него нет канала для массового влияния на аудиторию.
Выделив эти две особенности попробуем найти методы низкобюджетного PR в социальных медиа.
Делаем выборку
Итак, мы знаем, что "проплатить статью" мы не можем, выделить лидеров не можем. Откуда начинать?
Начнем с базы. Есть многомиллионная база контактов, активных контактов с информацией о себе. А теперь сопоставим портрет целевой аудитории с базой. Вот тут и появляется отличное место для маневра. Под ядро аудитории может подойти несколько миллионов человек, а порой и больше. Только представьте - миллионы точек контактов. Дальше перед нами стоит выбор формата обращения к аудитории. Помним, что единой площадки у нас нет, рассылать каждому свежий пресс-релиз о выпуске нового продукта - бессмыслица. Так каким же образом мы будем формировать мнение о продукте-бренде?
Идеальным форматом взаимодействия в таком случае будет донесение информации о мероприятии (выставка, фестиваль, презентация). И бОльшую долю pr-бюджета вложить именного в него, ведь на донесение информации мы потратим минимум. Под "минимумом" затрат подразумевается время нескольких специалистов по работе с базой.
Обрабатываем анкеты на предмет выделения предпочтений каждого участника. Смотрим интересы в его анкете, просматриваем друзей. На основе анкет мы уже точнее сможем проработать формат мероприятия и после этого обращение к потенциальным участникам.
К примеру, если мы продвигаем новый аромат молодежных женских духов, то выбираем девушек возраста 14-22. Это кажется очевидным и достаточным, но... При этом мы задействовали возможности базы лишь на половину или даже меньше. Работайте с характером и настроением. В 16 лет девушка может все еще увлекаться куклами барби, а может и вовсю принимать участие в клубном движении. Эти две девушки разные и это надо понимать. Продумайте характер целевой аудитории. И из двух девушек выберите одну, которая скорее предпочтет ваш парфюм. Просмотрите пару фоток девушек, ее интересы. После одного-двух часов блуждания в "темноте" вы уже четко сможете выделять аудиторию.
Идем дальше - определили аудиторию, формат мероприятия. Дальше создаем несколько десятков анкет в социальной сети и вокруг этих контактов формируем группу или сообщество. Поддержка подобных групп есть во всех соц. сетях. В группе, естественно, даем описание мероприятия: кто будет, что человек увидит. Плюсы от посещения надо прописывать четко. При этом текст не должен походить на пресс-релиз. Спутанность мыслей и пара ошибок его только украсит.
Вступаем в контакт
Подготовка закончена. Теперь самый важный момент планирования pr-акции: из имеющейся аудитории выбираем несколько десятков самых активных участников, которые если не на 100% соответствуют духу продукта-бренда, то на 99% уж точно. Ошибка на этом этапе может погубить мероприятие вовсе. Поэтому все анкеты лучше утверждать на брейншторминге всей pr-команде.
Выборка сделана. Теперь отправляем приглашения вступить в группу участникам из списка. Каждый раз пишем уникальный сопроводительный текст. Приглашения отправляем с разных аккаунтов, которые мы уже предварительно заготовили и заполнили их информацией. Очень важно не использовать пустые анкеты. Их применяют спамеры и доверия к ним нет никакого. Всё, акция началась.
Дальше поддержание общения в личной переписке и в группах, просьбы взять с собой "еще пару друзей". Причем "пара" - не пять и не восемь. Подчеркните, что планируется много народу и все не смогут посетить. Это даст стимул попасть на "интересное мероприятие, куда многим доступ будет закрыт". Такой подход будет вознагражден увеличением числа человек, которые к вам придут. Пара десятков человек сообщит еще паре десятков человек о новости. Те в свою очередь еще паре десятков. Сарафанное радио заработало.
Таким образом мы сформировали интерес аудитории с нуля. Ну а дальше все уже проще. Создайте интересное меропритяие используя технологии event-маркетинга и наработки в промо-акциях. Аудитория ведь уже есть.
Ищем ниши - просматриваем тематические сети
Все написанное выше относилось к общетематическим социальным сетям (Одноклассники и Вконтакте), где изначально аудитория формируется вокруг желания пообщаться.
Помимо этих сетей есть нишевые, в которых идет не "общение", а общение "на тему". Например, профессиональные сети для получения деловых контактов и поиска работы - Мой Круг (от Яндекса) и Webby (от HeadHunter), для банковских работников - Банкоголики и многие многие другие.
Взаимодействовать с аудиторией из этих сервисов можно так же очень продуктивно. Но не стоит забывать, что аудитория здесь существенно меньше, а значит для общения и рассылки сообщений лучше использовать меньшее число анкет. То есть если в первом случае мы регистрировали несколько десятков анкет, то в данном случае подойдет и десяток. В остальном схема действий реализуется без изменений. Отдавать приоритет лучше опять event-мероприятию.
Описанный механизм работы позволит вам и вашей фирме эффективно проинформировать целевую аудиторию, создать положительный отклик от взаимодействия с брендом. Дополнительный плюс: вы точнее поймете особые предпочтения людей и уже при планировании крупных рекламных акций не допустите банальных ошибок.
Мы выявили, что интернет - отличная среда для организации резонанса, коммуникации с потребителем. Но иногода бывает и по-другому. Просчеты при проведении оффлайн-рекламных кампаний и низкие потребительские свойства продукта могут поднять волну отзывов. Плохих отзывов в социальных сетях. Об этом - отдельная статья.