Если вы думаете, что реклама в лифтах имеет большую историю и появилась, чуть ли не сразу после их изобретения, вы глубоко ошибаетесь. Это продукт новейшего времени. Причем – исключительно отечественное ноу-хау. Если наш маркетолог начинает объяснять зарубежному заказчику, что такая реклама эффективна и на нее стоит потратить деньги, тот, как правило, только пожимает плечами и прекращает всякое сотрудничество с этим специалистом. А вот отечественные рекламодатели по достоинству оценили этот вид рекламы, и вот уже несколько лет активно используют его для продвижения своей продукции.
Подобная реклама берет начало в нашем советском прошлом. Тогда в каждом лифте висела табличка, на которой были напечатаны правила пользования этим «транспортом». Позже, во времена перестройки, когда ЖЕКи повсеместно перестали наводить порядок в лифтах, на их стенах стали появляться разные сообщения (не всегда приличные), адресованные всему населению дома. Жильцы возмущались этим стихийным словотворчеством, и всегда находился какой-то доброхот, драивший лифт до чистоты и блеска. Но проходило какое-то время, и все повторялось сначала. Причем вот что замечательно: не прочитать эти надписи было просто невозможно. Чуть позже, обратив внимание на заметность подобных сообщений, предприимчивые граждане стали клеить объявления с телефонами не только на столбах, но и на стенах лифтов. А через пару лет на смену таким объявлениям пришла настоящая реклама: стикеры (пока еще бумажные, посаженные на клей и вызывающие истовую нелюбовь уборщиц), малоформатные листовки-визитки.
И хотя сейчас размещение рекламы в лифтах упорядочили законодательно и его осуществляют специализированные агентства, она сохранила за собой славу демократичного и недорогого вида рекламы. Правда, внешний вид рекламных сообщений несколько изменился – стал более цивилизованным: листовки располагают под стеклом, печатают на самоклеющихся стикерах, которые по истечении нужного срока без большого труда можно снять… Да что там говорить – сейчас в лифтах элитных домов можно встретить даже рекламные табло, рекламные зеркала и даже, хотя еще и редко, видиорекламу.
Мы, конечно, поторопились, сказав, что на Западе данного вида рекламы нет. Она существует, но в виде, мало похожем на отечественные реалии. Во-первых, это совсем другой ценовой сегмент: реклама элит-класса – полноценные видеоизображениях на ЖК-мониторах. Во-вторых, размещается она в лифтах не жилых домов, а больших корпораций, торговых центров и т.д. Почему не в лифтах домов? Что же, это вполне объяснимо: как правило, дом на Западе – это частная территория, и владельцы трепетно относятся к личному пространству жильцов, не допуская туда рекламу.
Кстати, за рубежом такая видеореклама тоже появилась совсем недавно – когда в моду вошли ЖК-телевизоры. Они не так громоздки, как ЭЛТ-телевизоры, и их вполне можно разместить в небольшом пространстве кабины лифта.
История сохранила имя первооткрывателя видеорекламы в лифтах – Майкл ДиФранза, исполнительный директор и президент компании «Captivate Network Inc». Он был первым, кто заметил, что лифты бизнес-центров перевозят в день тысячи человек, и предложил своему партнеру по бизнесу установить там видеомонитор и крутить рекламные ролики. С тех пор это новшество стало атрибутом лифтов его бизнес-центра, а также аналогичных учреждений во многих городах США.
Прошло немного времени, и в нашей стране тоже появилась аналогичная реклама в лифтах (Москва тому подтверждение). И это, мы уверены, не предел. Техника не стоит на месте, а финансовый кризис заставляет искать недорогие, но эффективные виды рекламы. А значит, в ближайшее время, нужно ожидать появление новых видов рекламы в лифтах.