Мировой финансовый кризис, в первую очередь, отразился на рекламном бизнесе. Еще в начале года эксперты в один голос твердили: рынок будет нести колоссальные убытки, на плаву останется только Интернет-реклама. Практически все прогнозы сбылись, и сегодня минимальные убытки несет только реклама в Интернете. В остальных сферах этого бизнеса ситуация не такая радужная.
Газетное дело
Например, объемы рекламных публикаций в прессе за первое полугодие 2009 года сократились на 44%. Если перевести проценты в рубли, то убытки компаний составили примерно 12,8 млрд. рублей. Хуже всего ситуация обстоит у газетных изданий, специализирующихся на трудоустройстве. Так, их доходы стали меньше на 73%. Цифра катастрофическая, особенно, если посчитать, что это составляет примерно 387 млн. рублей. Сегодня люди чаще дают рекламу из разряда «продам перфоратор makita», «продам автомобиль», «продам ипотеку» и т.д. В деловых и политических журналах ситуация несколько лучше, убытки составляют всего 53%. Больше повезло ежедневным газетам: несмотря на кризис, их потери в процентном отношении равны 39%. Менее печально дела обстоят в изданиях, которые посвящены семье и детям. Здесь убытки равны примерно 15%, что не так страшно на общем фоне.
Кризис изменил положение и среди рекламодателей. Так, на страницах газет и журналов почти не осталось рекламы автомобилей. Также стали реже предлагать читателям свою продукцию косметологические компании. Технику, инструменты, например, бензопилы, строительные материалы рекламируют реже, что связано с упадком в сфере недвижимости, проектирования и т.п. Интересен тот факт, что увеличились объемы предложений табачных изделий. Видимо, в кризис люди продолжают тратить деньги на вредные привычки, соответственно, и у рекламодателей есть возможность заплатить за продвижение своей продукции.
Из-за кризиса закрылись некоторые издания. Например, журнал «Русская жизнь» уже не выпускается, такая же участь постигла и «Madame Figaro», «Fuzz». Многие региональные газеты и журналы оказались в плачевном положении.
Реклама в Интернете
Интернет-реклама, по мнению большинства аналитиков, даже выиграла в результате кризиса. В регионах многие отказались от рекламы на ТВ и в печатных СМИ, решив, что эффективнее будет рассказывать о себе во всемирной сети. Так, стали активнее использоваться такие ресурсы, как «Одноклассники», «Вконтакте», «mail.ru» и другие. Тот же инструмент makita оказалось проще продать через различные ресурсы в Интернете, нежели путем размещения объявлений в газетах. По данным исследований, на такие популярные сайты, как, например, mail.ru, в среднем за месяц заходят почти 80% всех посетителей Интернета. Конечно, этот показатель нельзя игнорировать.
По данным социологов, в России хотя бы раз в месяц во «всемирную паутину» выходит около 46% всего населения. И это не предел, т.к. в Европе этот показатель выше, а на других континентах – намного больше. Например, в Австралии ежемесячно Интернетом пользуются около 70% всего жителей. Поэтому перспектива роста есть. Все больше пользователей смотрят программы, скачивают фильмы, игры через Интернет. Новости можно узнать оттуда же. Поэтому необходимость в газетах, журналах и телевидении становится все меньше.
Согласно прогнозам, реклама в Интернете будет развиваться и дальше, все предпосылки для этого есть. Рекламодатели куда охотнее вкладывают деньги в виртуальные сети, т.к. понимают, что за этой сферой будущее. Кроме того, одно из главных преимуществ Интернета – его аудитория. За день рекламу могут просмотреть тысячи людей из всех уголков России. Даже центральные телевизионные каналы нередко не могут такого гарантировать.